Допуск к работе с детьми

Новые санитарные правила по профилактике COVID-19 – ответы на вопросы

Допуск к работе с детьми

Для профилактики распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 Роспотребнадзор выпустил правила СП 3.1/2.4.3598-20, которые действуют для объектов социальной инфраструктуры (детских садов, лагерей, школ, игровых комнат и т. д.).

Чтобы разобрать новые правила работы учреждений на примерах и ответить на часто задаваемые вопросы, в августе 2020 года мы провели вебинар «Профилактика COVID-19: работа по новым санитарным правилам».

На вебинаре участвовало 557 человек, которые задавали много актуальных вопросов по санитарным правилам и их применении в работе учреждений. Мы сделали подборку самых популярных и обобщили некоторые пункты.

Для удобства навигации мы разделили вопросы по темам:

  • Дезинфекция
  • Термометрия
  • Работа сотрудников
  • Работа с детьми

На вопросы отвечают Александра Михеева – врач-эпидемиолог ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» и Татьяна Игнатьева – главный специалист по программам для образовательных организаций Программного центра.

Дезинфекция

1. Можно ли в качестве профилактических дезсредств использовать хлорсодержащие растворы?

Хлорсодержащие растворы можно использовать в качестве дезинфицирующих средств, но делать это нужно с осторожностью. Обратите внимание, что такие растворы могут вызывать аллергию, поэтому лучше использовать поверхностно-активные вещества, йодсодержащие растворы, антисептики с содержанием изопропилового спирта не менее 60%.

2. Достаточно ли использовать антисептическое мыло в туалетах и в столовых?

Желательно иметь отдельно и мыло, и антисептик.

3. Как часто необходимо дезинфицировать поверхности в течение дня и надо ли это где-то фиксировать?

Поверхности необходимо обрабатывать дезинфицирующими средствами не менее одного раза в день. Факт дезинфекции фиксируется в журнале текущих и генеральных уборок.

4. Если делать перемены и выводить классы в коридоры по очереди, то когда проводить дезинфекцию?

Полную дезинфекцию лучше проводить после окончания уроков, уделяя большое внимание проветриванию помещений.

5. Можно ли использовать для дезинфекции в группах/классах бактерицидные лампы?

Да, если эти лампы предназначены для использования в присутствии людей.

6. Обязательно ли отдельно дезинфицировать посуду?

Да, если нет возможности сделать это в посудомоечной машине при высоких температурах.

Термометрия

1. Сколько раз в день необходимо измерять температуру детям?

Температуру следует измерять утром при входе в учреждение. В социальных организациях для детей с круглосуточным пребыванием – термометрия не менее двух раз в сутки (утром и вечером).

2. В правилах написано, что фиксировать температуру необходимо сотрудникам, которые работают в учреждении с круглосуточным пребыванием. В каком порядке проводить термометрию сотрудникам других организаций?

Термометрию проходят все сотрудники, которые входят в учреждение. Соответствующие отметки вносятся в специальный журнал регистрации температуры.

3. Если дети добираются в школу на школьном автобусе, то когда и как им необходимо измерять температуру?

В этом случае нужно организовать измерение температуры при входе в автобус, чтобы предотвратить занесение инфекции в учебное заведение. Измерение температуры и внесение отметок в журнал можно поручить водителю автобуса, особых знаний для этого не требуется.

Работа сотрудников

1. Как работать логопедам? Проводить индивидуальные занятия или групповые?

По возможности делить группы детей на небольшие подгруппы либо разделять работу с детьми по времени.

2. Как должна быть организована работа узких специалистов? (логопед, дефектолог)

Влажная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей проводится ежедневно, а генеральная уборка – не реже одного раза в неделю. После каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств.

3. Какие есть особенности работы школы интернатного типа, где дети находятся круглосуточно с понедельника по пятницу?

Для школ-интернатов обязательно круглосуточное нахождение медицинских работников. Запрещается посещение социальной организации для детей лицами, не связанными с ее деятельностью. Термометрия – не менее двух раз в сутки (утром и вечером)

4. Сотрудник сдал анализы на COVID-19 перед отпуском. Обязательно ли сдавать анализы еще раз после выхода из отпуска?

Срок годности результата анализа на COVID-19 составляет 7 дней. Однако санитарные правила не обязывают сдавать анализы на COVID-19.

Работа с детьми

1. Как организовать отдых детей во время перемен, если им нельзя пересекаться друг с другом и покидать класс?

Попробуйте сдвинуть перемены у каждого отдельного класса на 10 минут, чтобы дети выходили из кабинета и могли отдохнуть, но не пересекались друг с другом.

2. Какой временной промежуток прохождения детей по коридорам?

Расписание уроков и перемен составляется образовательной организацией самостоятельно с целью исключения одновременного нахождения в коридоре нескольких классов.

3. Во время урока нужна дистанция 1,5 метра?

В рамках одного класса или группы дистанция 1,5 м не нужна.

4. Как осуществлять допуск детей к занятиям после коронавирусной инфекции?

Дети допускаются к занятиям только после получения справки от врача об отсутствии медицинских противопоказаний. По общему правилу эта справка выдается после двух отрицательных тестов.

5. Как организовать работу в бассейне и сколько детей могут заниматься одновременно?

В бассейне дети занимаются в отдельных группах. После каждой группы проводится генеральная уборка с дезинфицирующим средством и обеззараживание воздуха. После этого запускается следующая группа.

Количество детей в бассейне ограничено количеством детей в группе. В текущих условиях это половина от общего состава, т. е. не более 12 человек.

6. Как правильно организовать группу продленного дня?

При большом количестве детей в группе продленного дня необходимо разделить их на подгруппы, с ограничением количества детей в каждой. Планируйте перерывы, чтобы не было пересечений с другими детьми.

7. Как организовать кружки?

В кружке должно быть фиксированное количество детей, т. е. набор осуществляется один раз, без добавления детей. Это необходимо для снижения риска возникновения нежелательных контактов. В кружке должны быть журнал регистрации температуры и дезинфицирующие средства на входе.

8. Можно ли проводить Дни открытых дверей?

Нет, так как запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций.

9. Сколько детей может одновременно находиться в группе ДОО, в т. ч. дежурной?

Количество человек в группе ДОО должно быть уменьшено наполовину от стандартного количества (например если в стандартной группе было 25 детей, то теперь – не более 12-13).

 Каталог программ для организации питания в ОО
 Статьи для сотрудников ОО

Источник: https://pbprog.ru/journal/articles/101419

Ограничения на право занятия педагогической деятельностью

Допуск к работе с детьми

Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.08.2018).

В соответствии с этой статьей Закона об образовании:

  • право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
  • номенклатура должностей педагогических работников образовательных учреждений, должностей руководителей образовательных учреждений утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”

Статус педагога предполагает высокие моральные и нравственные требования к работнику, занимающему педагогические должности, а также к другим лицам, профессионально занимающимися образовательной деятельностью. Законодательно эти требования обеспечиваются ограничением на право занятия педагогической деятельностью как на стадии приема на работу, так и в период работы.

Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ предусматривает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Аналогичные ограничения установлены также для всех иных (не педагогических) работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними обучающимися.

В частности, статьей 351.1 Трудового кодекса РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются:

  • лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные выше;
  • работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за соответствующие преступления (на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда).

Статья 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

Некоторые лица из их числа, однако, могут быть допущены к педагогической деятельности:

  • при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к соответствующему виду деятельности,
  • если речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Указанные запреты на занятие педагогической деятельностью, а также запреты на другую работу в детских учреждениях не являются юридической ответственностью:

  • по своему характеру они представляют собой ограничения на занятие определенной деятельностью или в определенных организациях для лиц, которым не может быть доверена работа с детьми, в том числе педагогическая в соответствии с федеральным законодательством.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П “По делу о проверке конституционности статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ в части ограничения на занятие педагогической деятельностью

В связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 года № 19-П было проверено соответствие статей 331 и 351.1 Трудового кодекса в части ограничения на занятие педагогической деятельностью Конституции РФ и даны некоторые разъяснения.

Конституционный Суд констатировал:

  • что введение ограничений на занятие педагогической деятельностью возможно для достижения такой конституционно значимой цели, как защита жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, поскольку детство – это период физической, умственной и психологической незрелости и одновременно важнейший этап развития личности, на котором закладываются основы моральных и нравственных качеств, формируются мировоззрение и взгляды, определяющие жизненные принципы и перспективы,
  • что позволяет предъявлять к лицам, отвечающим по роду своей деятельности за воспитание и образование несовершеннолетних, повышенные требования.

Особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие:

  • лежит на лицах, которые реализуют свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере, сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними;
  • в первую очередь это относится к педагогическим работникам, выполнение которыми своих трудовых обязанностей заключается в деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования:

  • касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств,
  • но и морально-нравственного уровня.

Ограничения на доступ к осуществлению педагогической или иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних:

  • должны обеспечивать приоритетную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, принимая во внимание их эмоциональную, духовную и интеллектуальную незрелость,
  • но вместе с тем не приводить к несоразмерному ограничению прав и свобод лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах.

Федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних – основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан:

  • вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних соответствующих категорий лиц.

Указанное постановление Конституционного Суда содержит целый ряд дополнительных комментариев, которые послужили основной для внесения изменений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ, связанные с ограничениями на право занятия педагогической деятельностью.

Права педагогических работников

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/684-ogranicheniya-na-pravo-zanyatiya-pedagogicheskoj-deyatelnostyu

Ограничение на работу в учреждениях с детьми: типичные ошибки работодателя

Допуск к работе с детьми

“Кадровик. Трудовое право для кадровика”, 2013, N 5

ОГРАНИЧЕНИЕ НА РАБОТУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ С ДЕТЬМИ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Положения закона, касающиеся ограничений в отношении лиц, занимающихся педагогической деятельностью, как показывает судебная практика, применяются неверно. О наиболее распространенных ошибках читайте в статье.

Три года назад вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2010 N 387-ФЗ “О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и Трудовой кодекс Российской Федерации”, устанавливающий ограничения в отношении лиц, осуществляющих работу с детьми. Данный Закон внес изменения в основном в Трудовой кодекс РФ.

На сегодняшний день уже сложилась определенная судебная практика, свидетельствующая о том, что многие положения данного Закона на практике применяются неверно. В этой статье мы хотели бы обратить внимание практических работников на наиболее распространенные ошибки.

В частности, согласно данной статье к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Аналогичный запрет был установлен и в ст. 331 ТК РФ, закрепляющей ограничения для осуществления педагогической деятельности.

Обязанности работников

Одной из наиболее распространенных ошибок является неправильное определение адресата установленных законом ограничений.

В настоящее время учреждения образования, культуры, воспитательные учреждения, работающие с несовершеннолетними, обязывают работников представлять справки об отсутствии судимости и факта уголовного преследования за указанные выше преступления.

До внесения изменений существовал запрет на осуществление педагогической деятельности, например, лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Данный запрет распространялся исключительно на тех работников, которые непосредственно осуществляют педагогическую или воспитательную деятельность.

Соответственно, к таким работникам, как завхоз, техничка, гардеробщик и др., это правило применяться не могло. В действующей редакции Трудового кодекса РФ ограничение сформулировано не в отношении конкретной трудовой функции, а по сфере деятельности.

Означает ли это, что любой работник организации, которая в той или иной степени осуществляет работу с несовершеннолетними, должен представлять справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования? Из буквального толкования закона напрашивается именно такой вывод. Проиллюстрируем это на конкретном примере из судебной практики.

Пример. Д. обратилась в суд с иском, в котором просила отменить приказ о расторжении трудового договора, восстановить ее на работе в должности гардеробщика 1-го разряда участка младшего обслуживающего персонала МБУ “Дворец спорта “Арктика”.

На основании данного приказа она была уволена в связи с возникновением установленных ТК РФ ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, то есть по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, со ссылкой на сведения о наличии у нее судимости.

Истица помимо прочего указывала, что согласно рабочей инструкции гардеробщика никакого отношения к воспитанию, развитию несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних она не имела и не имеет.

Представитель ответчика ссылался на то, что из содержания ст. 351.

1 ТК РФ следует, что устанавливаемый запрет распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними, но и на весь персонал таких организаций и подразделений, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный (в сфере образования – административно-хозяйственный, инженерно-технический, производственный, учебно-вспомогательный, иной персонал), поскольку они также формально осуществляют трудовую деятельность в сфере работы с детьми.

Суд признал доводы ответчика убедительными и отказал Д. в удовлетворении исковых требований [1].

В сфере образования, как отметил суд, под “всем персоналом” понимается административно-хозяйственный, инженерно-технический, производственный, учебно-вспомогательный, иной персонал.

В другом случае суд, рассматривая дело в отношении оператора котельной, привел те же доводы.

Источник: https://hr-portal.ru/article/ogranichenie-na-rabotu-v-uchrezhdeniyah-s-detmi-tipichnye-oshibki-rabotodatelya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.