Можно ли есть в общественном транспорте

Содержание

Памятка для тех, кто не хочет платить за отсутствие маски

Можно ли есть в общественном транспорте

Вполне вероятно, что в ближайшее время мэрию Москвы и других регионов завалят исками граждане, на которых правоохранители усердно составляют протоколы “за нарушение масочного режима”. Рассказываем, что не так с этим положением.

Идея облачить в маски, а кое-где и в перчатки всё население в качестве чуть ли не главного способа уберечься от ковида – штука спорная сама по себе: эксперты-медики до сих пор не могут прийти к единому мнению, насколько это всё эффективно.

Более того, ряд специалистов, на которых, правда, очень быстро ставят клеймо “ковид-диссидентов”, и вовсе уверены, что и то и другое несёт вред.

Даже Всемирная организация здравоохранения – структура, стоит оговориться, и так насквозь неоднозначная, но тем не менее выступающая международным “законодателем мод” во всём, что касается темы распространения и борьбы с коронавирусной инфекцией, несколько раз с весны “меняла показания”.

То – маски следует носить лишь при наличии респираторных симптомов (как раз в это самое время шла “самодеятельность” относительно масочного режима по всему миру), то – о необходимости надевать их в местах с высоким риском заразиться (в медучреждениях, например), то – в определённых местах (в общественном транспорте, магазинах; причём рекомендации были выпущены летом, когда в России, например, постепенно начинали снимать ограничения).

Очередные рекомендации от ВОЗ поступили в начале декабря: теперь в них отмечается, что ношение маски необходимо как внутри, так и вне помещений – в том числе в магазинах, школах и офисах. Вообще там, где нет возможности соблюдать социальную дистанцию в один метр (у нас в стране пока за единицу дистанцирования принимают полтора-два метра) и в помещениях, в которых отсутствует проветривание.

Тем не менее всё это, ещё раз стоит подчеркнуть, – рекомендации. То есть не разнарядка, обязательная к исполнению. Поскольку (цитата из интервью представителя ВОЗ в России Мелиты Вуйнович агентству ТАСС) “ношение маски – предосторожность, которая сокращает риск (заболеть), но точно неизвестно, насколько”.

И всё-таки масочный режим в России стал обязательным к исполнению. Более того, он сопровождается драконовскими карательными мерами для нарушителей. Причём, если в целом по стране за хождение без маски могут вынести предупреждение или штраф в тысячу рублей, то в столице страны, например, свой ценник (по собственному КоАП) – от 4 тысяч рублей и выше.

Решили пополнить казну за счёт “безмасочников”

На конец ноября МВД, которое, несмотря на наделение соответствующими полномочиями инспектором Роспотребнадзора, выписывает львиную долю административных протоколов, отчитывалось, что всего по стране за нарушение режимов повышенной готовности, карантина и самоизоляции (если кто позабыл, такое было – и сохраняется сейчас для людей старшего возраста, а также имеющих хронические заболевания), к ответственности привлекли свыше миллиона (!) человек.

И оштрафовали их в совокупности примерно на 1,7 млрд рублей: получается, в среднем назначали 1700 рублей на каждого нарушителя.

При этом ещё в середине октября власти Москвы сообщали, что за пять месяцев действия перчаточно-масочного режима (на тот момент, соответственно) оформили без малого сто тысяч протоколов непосредственно в столичном мегаполисе – на общую сумму в 480 млн рублей. И, как можно сделать вывод по динамике составления протоколов (10 тысяч за последние две недели отчётного периода), количество растёт.

Как вам такое?

Экономика просела, бизнес вопит о том, что еле выживает, масса людей осталась без работы, а городская казна зарабатывает – по-московски, цинично и жёстко, не обращая внимания ни на что. Полмиллиарда – будьте любезны!

Но – спокойно, граждане, спокойно.

Называя эти цифры, власти, мягко говоря, лукавят – точнее, весьма основательно вводят в заблуждение.

В реальности речь идёт не о назначенных судами штрафах (это и по всей стране, и по Москве в частности), а только о составленных полицией (инспекторами) административных протоколах – зачастую со скандалами, закручиванием рук и препровождением “особо опасных преступников” в участки.

Судебная практика говорит о другом.

В своё время, на заре пандемии, когда суды в регионах начали было штамповать штрафы по ч. 2 статьи 6.

3 КоАП России (“Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения”), предусматривающей наказание от 15 до 40 тысяч рублей, Верховный суд вынужден был давать разъяснения – о том, что речь в этом нормативном акте идёт именно о тех, кто потенциально опасен для окружающих. То есть, получив, например, положительный тест на ковид, отправился “гулять”.

К остальным рекомендовалось применять более мягкую статью 20.6.1 (“Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения”), в которой штраф начинается от тысячи рублей, а то и вовсе грозит только предупреждение.

И – да, важный момент: ВС предписывает соблюдать принцип соразмерности, пропорциональности и справедливости наказания.

Но Москва, например, посчитала, что федерального Кодекса об административных правонарушениях для жителей столицы маловато, и ввела собственную норму, в КоАП Москвы – ст. 3.18.1, предусматривающей наказание для “нарушителей режима повышенной готовности”, введённое мэром Сергеем Собяниным.

И там штраф уже больше – 4 тысячи рублей.

Суды отменяют наказания

Вот только есть, что называется, нюансы. Во-первых, из почти 60 тысяч обжалованных москвичами административных протоколов (данные на середину октября, общая сумма требований – на 270 млн рублей) в 90 процентах рассмотренных случаев суд встал на сторону людей.

Причём, как следует из исследования Forbes, практически все отменённые наказания были назначены по московскому (привет мэрии!), а не по российскому законодательству.

А вот – аналитика сервиса DestraLegal, запустившего онлайн-услугу составления жалоб на подобные штрафы.

Мы собрали такую статистику. Половина получила предупреждения вместо штрафа в 5000 рублей, двадцати процентам штраф был снижен до 1000 рублей, остальным штраф оставили без изменений.

В основном отменяют штрафы в случаях, когда человек только зашёл в метро и ещё не успел надеть маску или перчатки, но его уже сфотографировал сотрудник. Даже так бывало: люди засыпали в метро, и маска сползла, вследствие чего они получали штраф.

Мы понимаем, что маски – это важно, но везде должны быть разумные пределы. Такие штрафы суды в Москве часто отменяют,

– констатируют аналитики.

Во-вторых, статья 20.6.1 КоАП РФ указывает, что наказание следует за действия (или бездействие), “повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу”. Но кто, простите, фиксирует, повлекло ли, скажем, отсутствие маски или перчаток то самое “причинение вреда” кому-либо?

Однако мэрия столицы, видимо, понимая как раз этот момент, руководствуясь указом Собянина от 25 сентября, указывает, что в Москве продолжают действовать “ограничения, установленные ранее”, в том числе – обязательность “использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы)”, по сути, повсеместно.

И вот здесь – уже третий любопытнейший момент.

Расшифровка, данная в скобочках (касательно СИЗов для органов дыхания), фактически… “дополняет” установленный государством ГОСТ 12.4.011-89, где (п. 2.2.) чётко прописано, что относится к перечню защитных средств: противогаз, респиратор, самоспасатель, пневмошлем, пневмомаска, пневмокуртка.

Иными словами, никаких масок там попросту нет! Совсем. И, к слову, производители масок указывают сами, что они не являются медицинскими и не предназначены для защиты от вирусов. Вот так-то.

А заставить восемь с лишним миллионов населения Москвы покупать респираторы… до этого, пожалуй, хватит прозорливости не дойти даже столичным властям.

А за что, собственно, на нас составляют протоколы?

По словам известного медицинского адвоката Дмитрия Айвазяна, фундаментальные – значит, основные – права и обязанности граждан указаны в соответствующем разделе Конституции и в декларации, ратифицированной нашей страной, по правам человека.

И, к удивлению некоторых, понятий “маски” и “перчатки” там нет.

Проще говоря, отсутствует обязанность изолироваться в ситуации, когда ты здоров.

Другое дело, когда имеются очевидные признаки заболевания, которое может потенциально быть опасным или вредным для окружающих.

Эти положения прописаны и в санитарно-эпидемиологическом законодательстве, и в соответствующих нормативных актах, регламентирующих порядок поведения лиц, имеющих определённые заболевания: туберкулёз, сифилис, ВИЧ.

То есть за заведомое нарушение правил грозит административная или даже уголовная ответственность,

– объясняет эксперт.

И вот, если принимать во внимание законодательство местного самоуправления и регионов, вводящих подобные понятия, то они вступают в противоречие с федеральным законодательством: всё потому же – ввиду отсутствия там подобных норм.

“И если суд принимает к производству соответствующее административное дело, то там тоже есть разные обстоятельства: к примеру, лицо находилось без маски в месте скученности людей, и на него составили протокол в административном порядке. Что, по правилам, должно быть? Прежде всего – экспертиза: имелось ли у этого человека какое-либо заболевание, являлся ли он в это время заразным, опасным для окружающих?” – задаётся вопросом Айвазян.

А теперь просто рассуждаем логически.

Представляем себе теоретическую ситуацию: экспертиза всё-таки проводится и указывает, что человек, на которого составили протокол, был здоров. Соответственно, в этой ситуации не возникает никаких обстоятельств, когда его можно обвинить в нарушении закона!

Сам по себе масочный режим, надо понимать, он носит рекомендательный характер. У нас же, в силу правового нигилизма – незнания законов со стороны населения, всё это перевёрнуто, и вменяется в обязанность. Значит – очевидное и явное нарушение и ущемление основных прав и свобод: передвигаться свободно, не причиняя при этом ни реальный, ни потенциальный вред окружающим,

– констатирует адвокат.

К сожалению, пока что нет официального обзора судебной практики по применению этих норм со стороны Верховного суда – иначе, считает Дмитрий Айвазян, это был бы нонсенс, если бы ВС или КС утвердили подобные “нарушения”, поскольку разрушатся основы права.

В свою очередь, юристы коллегии адвокатов “Право вето” отмечают, что суды при рассмотрении административных дел за “нарушение масочного режима”, например, в Ростовской области опираются на нормативно-правовой акт субъекта Федерации о “введении режима повышенной готовности”, но такой режим и не предполагает обязательного ношения масок и перчаток.

Памятка для тех, на кого составили протокол за нарушение “масочного режима”

Мы составили, совместно с юристами, порядок действий для того чтобы оспорить наложение штрафа за нарушение масочного режима.

Первый – и самый, пожалуй, важный момент.

Ни в коем случае не стоит спорить с сотрудниками правоохранительных органов и провоцировать (с их точки зрения) служивых на агрессию по отношению к себе.

Почему?

Да потому что они моментально расценят это как “неповиновение законным требованиям сотрудникам при исполнении”. И про отсутствие маски все тут же забудут. Отвезут в отделение, составят другой совсем протокол. И вот там “состав” уже точно будет.

Второе.

Указать в протоколе, что вы, прежде всего, не считаете себя нарушителем административного законодательства (следует уточнить, по какой именно статье и какого кодекса составлен документ – КоАП РФ или КоАП Москвы).

Отметить, что:

отказ от ношения маски и перчаток или их отсутствие не может являться нарушением обеспечения режима повышенной готовности, потому что обязанность ношения маски и перчаток действующим законодательством РФ не предусмотрена.

Особо указать в комментарии к протоколу (это ваше право) обстоятельства, при которых вы были остановлены и на вас был составлен протокол.

Третье.

Обязательно следует попросить копии постановления и протокола на руки. Это ваше право по закону. Вам обязаны выдать эти копии. В случае, если вы надумаете обжаловать штраф, они пригодятся вам, юристам и суду. Срок обжалования постановления – 10 дней с момента получения.

Четвёртое.

Следует проанализировать обстоятельства, при которых штраф выносился.

Есть примеры, в частности, когда судьи удовлетворялись объяснением о наличии маски в момент составления протокола, которую человек попросту не успел надеть, войдя в помещение, либо если маска испортилась во время поездки, а запасной не было.

Пятое.

Если вы считаете, что штраф вынесен необоснованно, обжалуйте его. Для этого необходимо подготовить жалобу и направить её – внимание! – в суд по месту совершения правонарушения (оно указано в постановлении).

Шестое.

Отметить в жалобе (вариантов может быть несколько, один из них предлагается в электронной форме по ссылке), что на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности у вас не имелось заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19.

Седьмое.

Указать, что в силу ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности лишь за те правонарушения, в которых установлена его вина. А вот все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу того, в отношении кого ведётся административное производство.

Источник: https://spb.tsargrad.tv/articles/pamjatka-dlja-teh-kto-ne-hochet-platit-za-otsutstvie-maski_306387

Что нельзя делать в общественном транспорте

Можно ли есть в общественном транспорте
22 декабря 2014

21360

Каждый день миллионы граждан пользуются маршрутками, автобусами и иным общественным транспортом. Наверное, и Вы не исключение. Поэтому Вы должны знать, что нельзя делать в таких местах.

Каждый регион (субъект РФ) может устанавливать свои правила, ограничения и запреты в общественном транспорте.

Однако многие правила в разных регионах принципиально друг от друга не отличаются, поэтому за образец мы возьмем правила в городе федерального значения Москве. Такие правила в городе Москве установлены Постановлением Правительства Москвы от 02.09.

2008 N 797-ПП «Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве».

Согласно п. 6.4. вышеуказанных Правил пассажирам запрещается:

  • проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда;
  • проезжать в пачкающей одежде, провозить предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров;
  • курить в салоне;
  • находиться в салоне в состоянии опьянения, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства или психотропные вещества;
  • повреждать подвижной состав и оборудование, находящееся в салоне;
  • самовольно приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов и другое оборудование, а также препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров;
  • высовываться из окон, помещать ручную кладь на сиденья и загрязнять сиденья;
  • отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения;
  • проезжать по недействительным проездным билетам;
  • проезжать по льготному проездному документу или билету, выданному другому лицу;
  • провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие, едкие и зловонные вещества, огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, ручную кладь, размер которой (сумма измерений по длине, ширине и высоте) превышает 180 см, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж в чехле), предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, животных, за исключением животных, птиц – в клетке, не превышающей размеры ручной клади и домашних животных при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке);
  • проезжать на подножках и других элементах кузова подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), не предназначенных для проезда;
  • наклеивать в салонах наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) любые объявления и рекламные листки без разрешения администрации транспортных предприятий;
  • брать в руки забытые или оставленные неустановленными лицами предметы и вещи. При обнаружении в наземном городском транспорте общего пользования (трамвае, троллейбусе, автобусе) забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких- либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю;
  • производить профессиональную фото-, видеосъемку в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) без разрешения администрации транспортных предприятий;
  • нарушать порядок провоза домашних животных.

Учитывая вышесказанное, в первую очередь Вам как пассажиру запрещается пользоваться общественным транспортом, не оплатив проезд. Проезд по городу – это услуга, а за услугу надо платить. Размер платы устанавливается местными властями.

Запрещено проезжать при использовании недействительного билета. Также не пытайтесь проехать по льготному билету, принадлежащему другому лицу. Этим самым Вы совершаете мошенничество.

Также из вышеуказанного следует, что Вы должны следить за своей внешностью, так как по правилам нельзя пользоваться общественным транспортом будучи в одежде, которая может запачкать автобус и маршрутку. Также нельзя проносить с собой вещи, которые могут запачкать автобус и пассажиров.

Не вздумайте курить в салоне. За это Вы можете быть оштрафованы по статье 6.24 КоАП РФ. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей.

О возможности распития алкогольных напитков в транспорте речи не может быть. Их к тому же нельзя даже проносить вовнутрь салона. То же самое касается наркотиков и психотропных препаратов. За такие действия Вы также можете быть оштрафованы согласно ст. 20.20 КоАП РФ.

Также нельзя проносить с собой взрывоопасные, легко воспламеняющиеся, быстро бьющиеся предметы.

К той же категории относятся огнестрельное оружие, отравляющие, едкие и зловонные вещества, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, ручная кладь, размер которой (сумма измерений по длине, ширине и высоте) превышает 180 см, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж в чехле), предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, животные.

Не трогайте чужие вещи. Особенно это надо соблюдать, если вещи были оставлены без присмотра. Если оставленные вещи вызывают у Вас опасение (например, нет ли там взрывоопасных веществ), то сообщите об этом администрации маршрутки и т. д., а она уже примет соответствующие меры с полицией.

Нельзя ломать транспортное средство, трогать двери, противопожарные баллоны и т. д. В противном случае Вас запишут в дебоширы.

Не высовывайтесь из окон. Во-первых, это опасно, а во-вторых, незаконно. Не кладите сумки и другие вещи на сиденья. Это может испачкать их.

Не отвлекайте командира рейса, то есть водителя. Так Вы можете стать причиной аварии и гибели людей.

Не пытайтесь прокатиться на местах и элементах транспортного средства, не предназначенных для проезда. Например, многие люди молодого возраста любят прокатиться, держась за задние поручни трамвая или троллейбуса. Конечно, это порция хорошего драйва, но это незаконно и опасно.

Нельзя фотографировать и снимать на видеокамеру внутри общественного транспорта. Исключение составляют случаи, когда на это есть разрешение от администрации общественного транспорта.

Таковы основные ограничения поведения в общественном транспорте. Зная их, Вам легче будет себя правильно вести.

Ваша Европейская Юридическая Служба.

Источник: https://els24.com/about/blog/2014/12/22/chto-nelzya-delat-v-obschestvennom-transporte.html

«Довезти до дома»: подростков-безбилетников запретили высаживать из транспорта

Можно ли есть в общественном транспорте

Госдума приняла законопроект, согласно которому водителям и кондукторам запрещено высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет.

Данная мера распространяется только на несовершеннолетних, которые едут без сопровождения родителей.

В Госдуме и Минтрансе нововведение связали с участившимися случаями высадки подростков во время морозов, что создает риск для их жизни и здоровья. Как будет соблюдаться закон — разбирались «Известия».

Высаживать запрещено

Госдума приняла во втором (основном) чтении законопроект, запрещающий высаживать из общественного транспорта детей-безбилетников, которые едут без родителей. Изменения планируется внести в ст. 20 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

«Проектом федерального закона установлен запрет принудительной высадки безбилетного лица, являющегося несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица», — говорится в пояснительной записке к проекту, разработанному Министерством транспорта РФ.

Отмечается, что данная норма не будет действовать в случае, если вместе с подростком едет взрослый сопровождающий. При отказе от оплаты проезда им придется вместе выйти на ближайшей остановке.

Благодаря законопроекту в транспортный устав вносятся и другие изменения: в частности, региональные власти наделяются правом самостоятельно утверждать порядок контроля за оплатой проезда, перевозки багажа и ручной клади. Контролеры смогут требовать от пассажиров документы — если, к примеру, у них появятся сомнения при определении возраста.

— Сегодня порядок регламентируется исключительно федеральными правилами и не учитывает местной специфики, — пояснил один из авторов поправок ко второму чтению законопроекта, член комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Синяговский.

По мнению парламентария, нововведения дадут возможность дифференцированного подхода к решению проблемы и расширят полномочия местных органов власти.

Ради безопасности детей

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, принятие поправок связано с участившимися случаями, когда в разных регионах России подростков высаживали из автобусов зимой и они могли замерзнуть или погибнуть.

— Детей, у которых не было денег оплатить проезд, выгоняли на мороз, и они были вынуждены несколько километров идти пешком. Недопустимо ребенка, который едет один, высаживать из общественного транспорта. Это может привести к трагедии, — отметил он.

Зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский рассказал «Известиям», что в 12 регионах страны (Вологодская, Калужская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тюменская области, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край, Чукотский АО, Новосибирск и Санкт-Петербург) уже утвердили документы, запрещающие высаживать детей из транспорта. Однако в целом подобные инциденты всё еще возникают.

— Мы неоднократно обращали внимание на необходимость законодательного определения на федеральном уровне допустимых мер воздействия в отношении детей, не оплативших проезд.

К сожалению, в отсутствие нормативно-правовой базы в ряде регионов происходили инциденты, когда детей высаживали на мороз — а это можно трактовать как оставление в опасности, — сказал Афонский, пояснив, что запрет будет действовать как для муниципальных, так и для частных перевозчиков, осуществляющих городское, пригородное и междугородное сообщение.

В свою очередь, Владимир Синяговский в беседе с «Известиями» подчеркнул, что поправки носят «не только правоприменительный, но и морально-этический характер», потому в будущем их следовало бы распространить также на пенсионеров и беременных женщин. Принятые меры, по его мнению, помогут обезопасить детей от возможных несчастных случаев и проблем со здоровьем.

— Лица, позволившие себе высадить ребенка, не достигшего 16 лет, будут привлекаться к административной ответственности. Как правило, это штраф, — подытожил депутат.

Первый шаг

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что законопроект только первый шаг на пути к тому, чтобы запретить перевозчикам высаживать детей из транспорта. Дальше должны работать регионы, которым предстоит принять соответствующие нормативные акты и установить порядок составления протоколов в отношении нарушителей.

— Проект определяет порядок работы и передает полномочия на региональный уровень. До тех пор, пока в каждом субъекте не будет закреплена административная ответственность за высадку детей с четко фиксированной суммой штрафа, запрет работать не будет, — сказал Зотов «Известиям».

До последнего времени перевозчиков могли привлекать только к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»). Но такая мера применялась только в крайних случаях — например, когда детей высаживали из транспорта в темное время суток, за городом или в сильные морозы.

Так, например, произошло в Екатеринбурге, когда кондуктор маршрутки заставила девятилетнюю девочку выйти на улицу в 30-градусный мороз. Школьнице, потерявшей проездной, пришлось целый час идти домой пешком.

А в Москве водитель высадил третьеклассницу, ехавшую в Мытищи, из-за того, что у нее не хватало 40 рублей на проезд. Без денег и телефона девочка пошла к железнодорожной станции Лосиноостровская, где ее несколько часов спустя заметил охранник.

К этому моменту мама ребенка уже обратилась в полицию и заявила об исчезновении дочери.

— Данную трактовку сложно применять, когда подобное происходит днем и в теплое время года. В таких случаях идет речь об административной ответственности, которая может быть установлена на уровне регионов, — сказал собеседник «Известий».

По словам эксперта, в последнее время одним из самых обсуждаемых вопросов стало, означают ли поправки, что проезд для подростков будет бесплатным. Законопроект не отвечает на него в полной мере — должен быть разработан механизм, как поступать кондуктору или водителю в случае, если ребенок не может приобрести билет.

— Для того чтобы безбилетные проезды не стали нормой, можно применить опыт Санкт-Петербурга.

Там детей довозят до конечной остановки и передают сотрудникам полиции либо родителям, а затем составляют в отношении последних протокол.

Так и сами подростки не будут заинтересованы в обмане перевозчиков, думая, что их всё равно не высадят. Нужно формировать правильное поведение в обществе — проезд должен быть оплачен, — подытожил Зотов.

Родительская ответственность

Согласие с экспертом выразила адвокат Юлия Кузнецова, по мнению которой главным рычагом для соблюдения закона о запрете высадки детей станет наступление ответственности в отношении водителей и кондукторов.

— Думаю, на первый раз достаточно применить санкцию в виде административного штрафа, например, от 5 тыс. до 15 тыс. рублей, чтобы в следующий раз виновные лица задумались о последствиях.

При повторном нарушении можно предусмотреть приостановление деятельности и лишение права управления к водителям на срок до 30 суток, — отметила Кузнецова в беседе с «Известиями».

По словам юриста, сейчас в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность за безбилетный проезд пассажира (ст. 11.18 КоАП), однако привлекать по данной статье можно только граждан, достигших 16-летнего возраста. В противном случае, пояснила адвокат, ответственность могут понести родители.

— Может быть поставлен вопрос о привлечении их за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 5.35 КоАП РФ).

При этом должно быть доказано, что именно родители виновны в совершении ребенком правонарушения: не дали ему денег на проезд, не обеспечили проездным билетом и т.д.

Если окажется, что ребенок забыл или потерял проездной билет или деньги, вины взрослых здесь нет, — сказала собеседница «Известий».

В случае если родителей ребенка всё же привлекут к административной ответственности, им придется выплатить штраф в размере от 100 до 500 рублей, пояснила она.

Источник: https://iz.ru/1123597/mariia-frolova/dovezti-do-doma-podrostkov-bezbiletnikov-zapretili-vysazhivat-iz-transporta

Этикет для общественного транспорта

Можно ли есть в общественном транспорте

Правила поведения в общественном транспорте необходимо знать каждому человеку. Их соблюдение способствует спокойному взаимодействию пассажиров и предотвращает многие непредвиденные ситуации.

Общие нормы поведения для транспорта

Нормы поведения в общественном транспорте соблюдают независимо от его вида. Правила поведения для школьников и взрослых одинаковы.

На входе

Подходить к дверям транспорта следует после его остановки.

Перед посадкой пропускают выходящих пассажиров. На улице заранее снимают рюкзак со спины. При входе соблюдают очередность, не торопятся и не толкаются.

Пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам необходимо помочь подняться в салон. В полунизкопольных автобусах и троллейбусах перечисленные категории лиц входят в дверь, где отсутствуют ступени.

После посадки проходят в середину салона, чтобы освободить пространство для других пассажиров. Если нужно выйти на следующей остановке, становятся недалеко от дверей. После оплаты проезда билет сохраняют до конца поездки, его предъявляют контролеру по первому требованию.

Во время движения

Необходимо соблюдать следующие правила поведения в автобусе и другом общественном транспорте:

  1. Не ходить по салону без надобности. Для профилактики травматизма нужно держаться за поручни, стоять, повернувшись лицом в сторону движения. Допускается размещение полубоком или боком. Нежелательно поворачиваться к водительскому месту спиной, т. к. можно ее травмировать при внезапной остановке.
  2. Не высовывать голову, руки из окна.
  3. Не разговаривать громко. Нередко некоторые пассажиры длительное время обсуждают по телефону свои или чужие проблемы. Таким поведением они показывают неуважение к людям, вынужденным быть свидетелями разговора.
  4. Слушать музыку в наушниках.
  5. Не ставить вещи в проходе.
  6. Не отвлекать водителя. Оповещать водителя об остановке заранее.
  7. Не пачкать сиденья, пол и сидящих рядом людей мороженым и другими продуктами.
  8. Не облокачиваться спиной на двери, т. к. они могут открыться.
  9. В переполненном маршрутном такси передавать деньги за билет, не вставая с места.

Порядок выхода

Продвигаясь к выходу из автобуса, держатся за поручни.

В переполненном салоне недопустимо идти, расталкивая впереди стоящих пассажиров. Нужно вежливо узнать, выходят ли они на следующей остановке (при отрицательном ответе — попросить людей пропустить или поменяться местами).

При выходе продолжают держаться за поручни. Если следом спускается инвалид или пожилой человек, ему протягивают руку. Это же правило касается ситуации, когда мужчина сопровождает в поездке женщину, независимо от ее возраста.

Эвакуация при чрезвычайных ситуациях

При пожаре салон быстро покидают через двери, окна. Если автобус перевернулся или двери заблокированы, можно воспользоваться аварийными люками. При задымлении дышат через рукав или влажную ткань.

При эвакуации из трамвая или троллейбуса следует быть осторожным: металлические части могут находиться под напряжением из-за повреждения огнем изоляции проводов. Поэтому запрещается дотрагиваться до металлических элементов и заливать их водой. Выбираются из салона, по возможности не касаясь ступеней, помогая другим людям покинуть транспорт.

При пожаре или аварии существует риск взрыва топливных баков. Поэтому после эвакуации людей необходимо отойти от опасного объекта на максимальное расстояние.

Кому уступают места

В общественном транспорте уступают места инвалидам, маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям. Рядом с передними сиденьями или в середине салона установлены специальные знаки, указывающие на предоставление мест перечисленным категориям.

По этикету принято, чтобы мужчина уступал место женщине, но девушка может освободить кресло для пожилого мужчины.

Подросткам и дошкольникам следует рассказать о том, что нужно уступать место пожилым людям и инвалидам.

Железнодорожный транспорт

Для поездки на железнодорожном транспорте существуют отдельные правила поведения. Они помогают соблюдать культуру общения и указывают, как действовать в экстремальных ситуациях.

Правила поведения

  1. Во время ожидания поезда запрещается подходить близко к рельсам.
  2. Заходить в вагон следует, держась за поручни, чтобы не упасть. Багаж в купе размещают так, чтобы он не загораживал проход. Чаще всего сумки и чемоданы ставят под нижними полками. При наличии в купе других пассажиров столик не занимают полностью своими продуктами и посудой.

  3. Не рекомендуется хранить тяжелые сумки на верхних полках, т. к. при резком торможении упавшие вещи могут травмировать людей.
  4. Вечером, когда в вагоне выключается верхний свет, нельзя громко разговаривать и слушать музыку. Прием пищи лучше отложить до утра.

  5. Во время экстренного торможения или столкновения поезда открытая дверь купе захлопывается с большой скоростью. Это может привести к тяжелым травмам, поэтому стоять на данном участке не рекомендуется.
  6. Горячий чай желательно пить во время остановок. Если вагон качнется, можно получить ожог от разлитого кипятка или нанести травму окружающим.

    Также не рекомендуется нести горячую воду в емкости по проходу плацкартного или купейного вагона во время движения поезда.

  7. Нежелательно проводить длительное время в тамбуре: там совершается самое большое количество преступлений с применением насилия.
  8. Нельзя оставлять ценные вещи в карманах одежды, размещенной в купе на видном месте.

  9. В электричках, особенно в вечернее время, лучше не занимать места в пустом вагоне. Желательно расположиться подальше от шумных компаний.

Поведение в экстренных ситуациях

В случае опасности в поезде или электричке необходимо воспользоваться пультом связи с машинистом или стоп-краном. Последнее устройство применяют при пожаре, угрозе для жизни. Запрещается срывать стоп-кран в туннелях. За его неправомерное использование налагается штраф или уголовная ответственность.

Если поезд сошел с рельсов и вагон стал переворачиваться, нужно крепко ухватиться за полки: это предотвратит удары о столик, стены купе. Следует закрыть глаза во избежание попадания осколков от стекла.

При пожаре нос и рот закрывают тканью, смоченной в жидкости, после чего покидают вагон через дверь или окно. Если салон сильно задымлен, идут пригнувшись или на четвереньках. В некоторых случаях к выходу приходится ползти.

В салоне находится много синтетических горючих материалов, задымление происходит быстро. Поэтому даже если очаг пожара расположен далеко, необходимо покинуть вагон как можно скорее.

В метро

В метрополитене всегда находится большое количество людей, особенно в часы пик. Поэтому там повышается опасность травматизма.

Поведение на эскалаторе

При заходе на эскалатор маленьких детей держат на руках, смотря себе под ноги и поднимая длинные полы одежды, чтобы лента их не затянула.

По этой же причине запрещается садиться на ступени эскалатора, просовывать под него пальцы. Во время его движения держатся за поручень, располагаясь с правой стороны. Запрещается устанавливать на поручень тяжелый багаж: одно неловкое движение может спровоцировать его падение и травмировать людей, стоящих ниже.

Как себя вести на платформе

Ожидая электропоезд, нельзя подходить к краю платформы. На ней обозначена разграничительная линия, которую не следует переступать. После остановки состава нужно дождаться, когда вагон покинут выходящие пассажиры, а потом спокойно зайти и занять свободное место (при его отсутствии — встать, держась за поручни и не заслоняя выход). Облокачиваться на двери нельзя.

Чрезвычайные ситуации

В метро могут произойти ситуации, представляющие опасность для жизни. При большом скоплении народа велик риск возникновения давки. В этом случае нужно снять с шеи шарф, галстук, украшения и застегнуть одежду. Руки должны быть согнуты в локтях, чтобы оставалось пространство для нормального дыхания. Для защиты грудной клетки перед ней выставляют кулаки.

Остерегаются препятствий в виде выступов, углов, колонн, решеток. При падении встают по ходу движения толпы. Маленьких детей садят на плечи.

Эскалатор также представляет опасность. При падении ленты вниз нужно быстро перелезть через балюстраду на другой эскалатор. Если одежду или обувь «зажевало», следует оповестить об этом диспетчера: он остановит работу эскалатора и освободит из ловушки.

При падении на рельсы нужно бежать вперед по направлению движения электропоезда (при отсутствии его приближения) до черно-белой полосы, добравшись до начала платформы — просить о помощи пассажиров и работников метрополитена.

Если после падения слышны сигнал и шум состава, следует быстро лечь в специальное углубление на рельсах (перед этим снять рюкзак, если он находится за спиной, и проследить, чтобы одежда плотно прилегала к телу).

Если в вагоне произошел пожар, рекомендуется намочить шарф, платок или другую ткань жидкостью и дышать через них. Пожар быстрее распространяется при открытых окнах в вагоне, поэтому их следует затворить. Двигаются от возгорания по возможности по ходу движения электропоезда. Нельзя пользоваться стоп-краном, пока состав находится в туннеле: поезд должен доехать до станции.

Основы этикета

Этикет в общественном транспорте одинаков как для наземных средств передвижения, так и для метро.

Он включает в себя следующие правила:

  1. Предоставлять места инвалидам, детям, пожилым людям.
  2. Не перекусывать в вагонах.
  3. Громко не разговаривать.
  4. Отказаться от сна во время поездки.
  5. Не разглядывать пристально пассажиров.
  6. Не расчесываться и не делать макияж.

Если посторонний человек спрашивает, как проехать к какой-либо станции или где лучше выйти, ему следует ответить или направить его к работнику метро.

Личный транспорт

  1. Владелец автомобиля перед поездкой должен открывать дверь перед пожилым человеком или женщиной. При этом он может подать руку, чтобы помочь им расположиться на сиденье.
  2. Также водитель обязан быть вежливым на дороге по отношению к автолюбителям и пешеходам.

  3. Перед тем как включить музыку, открыть окно он должен спросить разрешения у пассажиров.
  4. Курить водителю в машине запрещено. Ароматизаторы в машине не должны иметь резкий запах.

Нельзя отвлекать владельца автомобиля разговорами без его разрешения.

Источник: https://etiketclub.ru/etiket-v-transporte

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.