Протокол задержания упк

Упк рф: ст 91, 92, 93, 94, 95, 96 – задержание подозреваемого

Протокол задержания упк

Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого1.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Статья 93 УПК РФ. Личный обыск подозреваемого

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.

Статья 94 УПК РФ. Основания освобождения подозреваемого

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Статья 95 УПК РФ. Порядок содержания подозреваемых под стражей

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.Примечание: ст 91 УПК РФ, ст 92 УПК РФ, ст 93 УПК РФ, ст 94 УПК РФ, ст 95 УПК РФ, ст 96 УПК РФ – статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ о задержании приведены в действующей редакции.

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.advokat-kk.ru/2020/10/upk-rf-st-91-92-93-94-95-96.html”,”domain”:”www.advokat-kk.ru”,”excerpt”:”УПК РФ: ст 91, 92, 93, 94, 95, 96 – Задержание подозреваемого”,”word_count”:892,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.advokat-kk.ru/2020/10/upk-rf-st-91-92-93-94-95-96.html

Хитрости следствия при задержании и противодействие им

Протокол задержания упк

Итак, мы остановились на задержании в порядке ст. 91 УПКРФ. По закону, при задержании, задержанному обязаны выдать на руки протокол задержания в виде копии.

В разных регионах практика может вводить дополнительные требования – где-то требуют гербовую печать на копию, где-то нет.

В любом случае, с печатью будет лучше, чем без нее, поскольку надлежаще заверенная копия пригодится впоследствии для того, чтобы подтвердить юридически время задержания.

Это понадобится для дальнейшего хронометража следственных действий и все расхождения по времени будут играть в пользу задержанного.

Один экземпляр протокола задержания выдают конвою, и на основании него задержанное лицо помещается в изолятор временного содержания либо напрямую в СИЗО.

Важный момент это документы, удостоверяющие личность. Обычно таковым является паспорт.

Если паспорт отсутствует, личность задержанного лица удостоверяют с его слов и впоследствии подтверждают копией формы № 1П, которую приобщают к материалам уголовного дела.

Поскольку протокол задержания и все последующие протоколы допросов индивидуально определяют анкетные данные подследственного, неточности в их изложении негативно скажутся впоследствии для следствия.

Задержание в порядке ст. 91 УПК РФ может быть произведено при наличии следующих обстоятельств:

1. Когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3. Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Касаемо уголовных дел экономической направленности, наиболее часто встречается основание, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ – на лицо указывают очевидцы, как на совершившее преступление. К таковым лицам могут относиться Ваши деловые партнеры, подчиненные, коллеги, а порой и иные лица, вынужденные в угоду собственным интересам дать против Вас показания.

Не переоценивайте порядочность других людей, далеко не каждый согласится страдать в интересах другого человека, либо быть причисленным к соучастникам преступления.

Именно по этой причине Вам необходимо «зонировать» осведомленность своих подчиненных сотрудников, то есть то, о чем мы рассказываем на своих многочисленных семинарах и рекомендуем своим клиентам. Невозможно рассказать следователю то, о чем не имеешь никакого представления и в силу своего служебного положения не можешь быть осведомленным об интересующих следствие обстоятельствах.

Предположим, Вас подозревают в совершении уклонения от уплаты налогов с организации. Однако, для формирования доказательственной базы необходимо получить сведения из банка и налоговой инспекции о том лице, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета юридического лица, чтобы иметь основания его допросить обо всех интересующих сделках и перечислениях.

Если обязанность ведения бухгалтерского учета возложена на лицо, доступ к которому затруднен, либо документы бухгалтерского учета невозможно обнаружить и изъять в ходе обыска и иных следственно-оперативных действий, то ситуация превращается в нестандартную, и работа по обкатанной схеме «возбуждение-обыск-91-я – СИЗО-признательные показания» уже не сработает, поскольку конкретные договоры и первичные бухгалтерские документы получить невозможно, а значит не удастся их осмотреть и ссылаться на них в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

Излишняя болтливость подчиненных сотрудников, либо их простодушная правдивость многих привела на скамью подсудимых. По этой причине рекомендуем разграничение компетенций персонала.

Вернемся к моменту задержания по подозрению в совершении преступления. Раньше практика позволяла отпустить человека, добившись от него признательных показаний после 2 суток в камере. Поверьте, любой не закоренелый преступник, помещенный в режим камерного содержания, становиться гораздо сговорчивей и уступчивей.

Протокол задержания в соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ должен быть составлен в срок не позднее 3 часов после доставления в орган дознания или к следователю.

Здесь кроется еще нюанс, которым пользуются следователи: что значит «не позднее 3 часов после доставления к следователю»? Вот привезли человека в следственный отдел, но в коридор. А следователь в кабинете.

Значит ли это, что гражданина доставили к следователю и включился тот самый 3-часовой срок?

Вот для исключения перспективы сидеть «на коридоре» перед кабинетом следователя необходим адвокат, который пресечет такие злоупотребления правом со стороны следствия.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

В протоколе задержания необходимо обратить внимание на время его составления и время фактического задержания. Это разные категории. Если не удастся доказать правду, во время всего следствия будет приниматься на веру именно те временные обозначения, которые содержатся в протоколе задержания.

В нашей практике бывали случаи, когда удавалось доказать незаконность задержания подозреваемого на основе только лишь неправильно указанного времени задержания. Дело в том, что при помещении в СИЗО или ИВС в журнале доставленных лиц производится отметка о времени доставления. Водворению в камеру предшествует медосмотр штатным фельдшером, который также делает отметку в специальном журнале.

Если задержанному причинялись телесные повреждения при задержании, если это сделано умышленно и необоснованно, нужно пожаловаться медработнику, который обязан их зафиксировать.

Затем он докладывает своему руководству, которое обязано передать данные сведения в компетентные органы для проведения процессуальной проверки обстоятельств и оснований применения физической силы.

Такие случаи есть и мы не советуем скрывать ссадины и синяки, которые могут быть после «жесткого» задержания или применения спецсредств.

Если надежный адвокат участвует в деле с момента фактического задержания, то в соответствии с ч. 1.1 ст. 92 УПК РФ его участие в составлении протокола задержания обязательно и следователю не удастся подтасовать время задержания.

Советуем заранее передать родственникам все ценные вещи и предметы гардероба, которые не понадобятся за решеткой. В ходе личного обыска следователем, либо впоследствии конвоем, либо при водворении в СИЗО у задержанного изымут все – и дорогостоящий ремень, запонки и шнурки, для исключения вероятности суицида.

После задержания, которым констатируется изменение процессуального положения задержанного на «подозреваемый», следователь обязан провести допрос в таковом статусе. Разумеется, с участием защитника.

С учетом конкретных обстоятельств дела и мнения своего адвоката нужно решить, давать ли показания, либо отказаться от этого. Порой бывают случаи, когда более выгоден торг со следствием – показания в обмен на послабления в квалификации или мере пресечения.

И это не свидетельствует о недоработке защитника, потому что далеко не во всех случаях стоит избирать тактику «глухой защиты» и тотального запирательства. Нужно решать по месту и индивидуально, поскольку согласно ч. 4 ст.

92 УПК РФ, задержанное лицо до начала допроса имеет право на свидание с защитником, конфиденциально, но не менее 2 часов.

Далее, важный момент. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 94 УПК РФ, подозреваемый подлежит освобождению, если задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ. Другими словами, если следователем допущены нарушения, о которых частично рассказано выше, защитник смог обжаловать задержание и убедить суд в допущенных нарушениях – то задержанное лицо подлежит освобождению.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемого обязаны освободить либо суд должен успеть избрать меру пресечения в виде заключения под стражу.

В связи с ограничением времени на подготовку следствием материалов, обосновывающих перед судом необходимость избрания меры пресечения, данные материалы зачастую носят низкокачественный характер, чем необходимо воспользоваться защитнику, который просто обязан перед рассмотрением ходатайства следователя ознакомиться с данными материалами в суде.

Задержанное лицо также вправе ознакомиться с данными материалами. При этом надлежит обращать внимание на исправления, подчистки, дописки, которых не было в первоначальных документах. Важно сверить протокол задержания с выданной копией задержанному. Нельзя соглашаться заменить ее на новую.

Обычно следователи при составлении процессуальных документов придерживаются шаблонов, использование которых принято в конкретном регионе.

Однако, объединяет их все маниакальное стремление следователей расписывать перечисленные основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.

97 УПК РФ: стандартно все пишут то, что подозреваемый скроется от следствия и суда, обязательно займется продолжением своей преступной деятельности и непременно станет угрожать свидетелю и иным участникам процесса, бросится уничтожать доказательства и иным образом препятствовать важному делу.

Вот здесь обыкновенно следствие ссылается на обстоятельства, которые могут подтвердить наличие возможности скрыться от следствия – сообщают суду, мол, имеет загранпаспорт, значит обязательно скроется. Или утверждают, что в течение года выезжал за границу, а значит умеет это делать профессионально и непременно покинет страну.

Таким образом, налицо подмена понятий, которую упорно не замечают суды и вся сторона обвинения: ездить за границу и иметь загранпаспорт, к счастью, не является пока что преступлением, и задачей защитника и целью задержанного является убедить суд в том, что возможность совершить что-либо не означает того, что задержанный это непременно совершит.

То же самое касается возможности оказать давление на участников процесса: обычно, свидетельствуют лица, так или иначе знакомые лица и вполне резонно предположить наличие моментов, которые их объединяют. Проживание по соседству, совместная работа, отношения подчиненности – все это непременно укажут следователи как основание для избрания меры пресечения.

Поскольку ст. 99 УПК РФ обязывает следователя и суд при избрании меры пресечения учитывать помимо ст.

97 УПК РФ еще и такие обстоятельства как тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст и состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства, в ходатайстве следователя формально указывают на то, что данные показатели не препятствуют содержанию под стражей.

Однако, если задержанный имеет заболевания, самое время о них заявить в протоколе задержания, поскольку не со всеми болезнями лицо может содержаться под стражей и суд может отказаться брать на себя ответственность за здоровье задержанного в условиях изолятора.

До рассмотрения ходатайства о мере пресечения судом, следует найти и предоставить суду максимально положительные характеристики личности задержанного, которые могут быть откуда угодно – начиная от места службы с перечислением значков и медалей, и заканчивая служебной и бытовой характеристиками, грамоты, дипломы, награды, участие в общественной жизнедеятельности общества, трудовая деятельность, и т.д.

Резюмируя сказанное, советуем заранее позаботиться о своей защите и выстроить защиту с адвокатом, в профессионализме которого Вы не сомневаетесь и быть готовым к самому неблагоприятному сценарию событий.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/matyushenkopartners/hitrosti-sledstviia-pri-zaderjanii-i-protivodeistvie-im-5c50d422463db200ae65439b

Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого

Протокол задержания упк

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса .

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов .

1. В комментируемой статье закреплен процессуальный порядок задержания подозреваемого. Его соблюдение обеспечивает законность, обоснованность и мотивированность соответствующего процессуального решения.

Процессуальное задержание лица имеет важное юридическое значение, поскольку с этого момента лицо приобретает статус подозреваемого (наряду с моментами возбуждения уголовного дела в отношении лица или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения).

2. Законодатель различает моменты процессуального и фактического задержания. Фактическое задержание исчисляется с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ), а процессуальное задержание подозреваемого оформляется путем составления протокола задержания.

3. В ч. 1 комментируемой статьи установлен промежуток времени, в течение которого должно быть оформлено процессуальное решение о задержании лица.

Протокол задержания составляется в срок не более 3 часов с момента доставления лица в тот орган или к тому должностному лицу, которое обладает соответствующими полномочиями.

В этот срок оценивается наличие фактических оснований для задержания лица (ст. 91 УПК РФ), а также составляется протокол задержания.

4. Если фактическое задержание лица было осуществлено до возбуждения уголовного дела, то в указанный трехчасовой срок должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела и составлен протокол задержания.

5. Из содержания ч. 1 комментируемой статьи следует, что в течение 3 часов протокол задержания не только должен быть составлен, но в нем должна быть сделана и отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, что удостоверяется подписью этого лица.

6. В составлении протокола задержания участвует защитник, если лицо высказало желание воспользоваться его помощью с момента фактического задержания (ч. 1.1 комментируемой статьи).

7. В протоколе задержания указываются следующие сведения и реквизиты: 1) место, дата и время его составления (с точностью до часов и минут); 2) должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол; 3) фамилия, имя, отчество и анкетные данные задерживаемого лица; 4) основания задержания, установленные ст.

91 УПК РФ; 5) перечень прав подозреваемого, предусмотренных ст.

46 УПК РФ, и отметка об их разъяснении; 6) заявления подозреваемого по поводу задержания (при их наличии); 7) сведения о произведенном личном обыске подозреваемого; 8) перечень предметов или документов, изъятых при личном обыске у подозреваемого, с точным указанием их количества, меры, веса или индивидуальных признаков; 9) заявления от участвующих лиц по окончании задержания подозреваемого (при их наличии); 10) отметка об оглашении протокола задержания и замечания к протоколу (приводится содержание замечаний либо указывается на их отсутствие); 11) подписи участвующих в задержании лиц; 12) отметка о направлении прокурору сообщения о задержании.

В протоколе должны быть приведены конкретные основания задержания, с указанием даты, времени и места их возникновения. Должностное лицо, составляющее протокол задержания, не вправе вместо приведения конкретных оснований делать абстрактную ссылку на один из пунктов, содержащихся в ст. 91 УПК РФ.

8. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи под «другими обстоятельствами задержания подозреваемого» следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и т.п. Протокол задержания должен содержать указания на все эти обстоятельства.

9. Заявления подозреваемого по поводу задержания даются лицом при наличии желания незамедлительно что-либо сообщить. Они не являются сведениями, которые могут быть использованы в доказывании по уголовному делу, и не подменяют собой показаний, которые лицо вправе давать в ходе его допроса в качестве подозреваемого (ст. 76 УПК РФ).

10. Часть 3 комментируемой статьи налагает на орган дознания, дознавателя и следователя обязанность письменно сообщать прокурору о задержании в течение 12 часов с момента задержания лица.

Законность и обоснованность задержания входит в предмет прокурорского надзора. Согласно ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 г.

№ 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор в числе иных полномочий вправе знакомиться с документами, на основе которых лица были задержаны.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию.

Во исполнение данного требования приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г.

№ 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» прокурорам предписано в ходе проверок обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, прав задержанного, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела.

Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях. Организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных. Проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя.

11. Часть 4 комментируемой статьи содержит ссылки на общие правила допроса подозреваемого (ст. 46, 189, 190 УПК РФ). Также в ней дублируется общее право подозреваемого, установленное в п. 3 ч. 4 ст.

46 УПК РФ, – пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного п. 2 и 3 ч. 3 ст. 49 Кодекса (т.е.

с момента фактического задержания лица), и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса.

Термин «наедине и конфиденциально» означает, что лицо общается с защитником вне пределов слышимости иными лицами, а также что не ведется какая-либо фиксация их беседы с помощью технических средств.

Предельную продолжительность свидания закон не устанавливает, но в любом случае оно не может быть прервано ранее, чем через 2 часа с момента начала.

Свидание, продолжающееся более 2 часов, может быть ограничено лишь в случаях, когда возникла необходимость производства процессуальных действий с участием подозреваемого. Уведомление об этом подозреваемого и его защитника должно быть произведено заблаговременно, т.е.

когда для определения общей позиции защитника и подзащитного осталось достаточно времени. Защитник также вправе участвовать в любых следственных действиях, производимых с его подзащитным (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ).

По окончании следственных действий с участием подозреваемого свидание между ним и его защитником по их желанию может быть возобновлено.

Если у вас остались вопросы по статье 92 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://oupkrf.ru/st92

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

Протокол задержания упк

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.

3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.

1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.

15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.

25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.

При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);

пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

https://www.youtube.com/watch?v=okqHMK3XEEw

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

Протокол задержания упк

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

1. Моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в конкретном преступлении.

Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа государства и гражданином возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что гражданин утрачивает свободу; он заключается под стражу, побег откуда пресекается силой, вплоть до применения оружия и спецсредств.

Гражданин обязан подчиниться официальному объявлению о том, что он задержан, а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании.

Протокол же задержания, которое в наше остроконфликтное время все чаще приобретает характер вооруженного захвата лица, представляющего значительную опасность, составляется, естественно, не сразу, а после доставления задержанного в помещение правоохранительного органа.

2.

Согласно части второй комментируемой статьи в протоколе наряду с датой, местом, основаниями и мотивами задержания указываются и другие обстоятельства, под которыми, в частности, подразумеваются сведения о поведении подозреваемого в момент задержания (полное подчинение требованиям задерживающего или, наоборот, активное сопротивление), о наличии у задерживаемого оружия и его применении, о попытке к бегству и уничтожении улик, о применении при задержании физической силы, оружия или спецсредств, о наличии (причинении) у задержанного телесных повреждений и оказании медицинской помощи и т.д. и т.п. Следственный протокол задержания с подробными сведениями является не только процессуальным документом, фиксирующим факт применения меры процессуального принуждения, но и ценнейшим документальным доказательством (статья 83 УПК РФ), полученным по горячим следам и несущим обвинительные или оправдательные фактические данные, логически связанные с определенным элементом предмета доказывания, установленного статьей 73 УПК. В формировании обвинительного следственного материала эти данные в совокупности с показаниями подозреваемого на первом же допросе подчас приобретают судьбоносное значение для уголовного дела. Именно поэтому незаконное насилие, допущенное при задержании подозреваемого, порочит не только протокол задержания, но и результаты последующих следственных действий, в частности допроса подозреваемого, и, таким образом, ставит под угрозу состоятельность всей обвинительной версии (см.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Флегонтова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 11. С. 20).

3.

части четвертой комментируемой статьи выходит за рамки ее названия и открывает, по сути дела, другую тему — о допросе задержанного, который должен быть произведен не позднее 24 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в преступлении (пункт 2 части второй статьи 46 УПК).

Тем самым задержанному предоставляется срочная возможность опровергнуть подозрение и оправдаться, причем предварительно посовещавшись со своим защитником в конфиденциальной обстановке.

Вместе с тем закон устанавливает своеобразную правовую гарантию против недобросовестного использования стороной защиты права на неограниченные свидания адвоката-защитника с подзащитным-задержанным, предоставляя лицу, производящему расследование, преимущественное право самому распределять время таких свиданий и время производства неотложных следственных действий с участием подозреваемого.

4. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (он упомянут в предисловии к данному изданию) говорится, в частности, что полиция имеет право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления (подпункт 1 пункта 2 статьи 14).

Однако определения понятия «полиция» в Законе не приводится, и какое содержание вкладывается в него в контексте вышеприведенной нормы, неясно. Словом, вопрос о том, кто из сотрудников полиции вправе, применив норму уголовно-процессуального закона, задержать лицо по подозрению в совершении преступления, остается без ответа.

А это значит, что, столкнувшись с преступлением и обнаружив подозреваемого в его совершении, полицейские сотрудники самых различных служб и должностей по-прежнему не имеют четкого представления о том, как надлежит действовать.

Эта ситуация выглядит особенно проблемной в свете того факта, что действующий УПК из всех полицейских служб и должностей право задержания по подозрению в совершении преступления предоставляет только дознавателю, причем только по уголовному делу, находящемуся в его производстве (а также прямым начальникам дознавателя).

Источник: http://stUPKRF.ru/92

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.